Парадокс Лжеца: конфликт актов вместо порочного круга

Парадокс Лжеца: конфликт актов вместо порочного круга

Сообщение liar.p.solver » Ср июн 24, 2026 2:55 pm

Приветствую всех!

Я не профессиональный философ, но последние несколько лет увлекаюсь логикой и парадоксами. Видел, что здесь уже выкладывали разные подходы к логике, и решил поделиться своими размышлениями.

Мне кажется, что в дискуссиях о парадоксе Лжеца мы часто упускаем одну простую вещь. Мы спрашиваем: «Истинно это предложение или ложно?» — но не задаёмся вопросом: а состоялось ли это предложение как высказывание?

Возьмём усиленного Лжеца:

Код: Выделить всё
(L') Это предложение не истинно.

Все классические решения — от Тарского до Крипке — принимают, что это уже готовое высказывание, и спорят лишь о том, какое значение истинности ему приписать (или как запретить его построение).

Но что, если проблема не в истинности, а в том, что предложение не успевает стать высказыванием?

Вот моя гипотеза. Для того чтобы предложение можно было оценить как истинное или ложное, должны произойти два логических акта:

Идентификация субъекта — мы должны понять, о чём идёт речь.

Приписывание истинностного значения — мы должны сказать, что именно о нём утверждается.

В нормальных предложениях эти акты разделены. Например, в «Снег бел» мы сначала понимаем, о чём речь (снег), а потом приписываем ему свойство (белый).

А в L' всё иначе. Субъект — «это предложение» — это не что-то заранее известное. Это то, что получится после того, как мы применим предикат. Но предикат («не истинно») тоже требует, чтобы субъект уже был определён.

Получается замкнутый круг, но не круг истинности, а конфликт двух актов: они конкурируют за один и тот же ресурс — завершённость предложения. Один акт не может завершиться без другого, и наоборот. Предложение просто зависает. Оно не становится ни истинным, ни ложным, ни «ни тем ни другим» — оно просто не достигает той стадии, где вопрос об истинности вообще может быть поставлен.